Уч-ль:
Природа дала нам в руки большую силу, но мы часто используем ее как оружие против ближних. Поэтому человек, не замечающий красоты природы, становится самым диким и жестоким существом. А можем ли мы чувствовать чужую боль, как свою собственную? Можем ли делать добро, не стараясь получить что-то взамен?
Представим себе такое: из душной станицы мы выходим на природу. Выбираем поляну получше, покрасивее. Природа нас встречает радушно. Как хорошо любоваться прелестью яркой листвы, разными душистыми цветами на солнечном пригорке…
1-ый чтец:
Заходите в орешник!
Орехи поспели.
Нагибайте орешник,
Не ломайте без цели.
Всех орехов не рвите,
Оставьте для белок.
Нет им лучше утехи,
Чем лесные орехи.
…Покидая орешник,
Скажите: «Спасибо!»
Улыбнется орешник,
Скажет в путь вам:
«Счастливо!»
Уч-ль:
Да, полянка красивая, и орешник тоже. Только я знаю по опыту: все дети сразу кинутся рвать цветы, а потом ты просто оглохнешь от треска ломаемых веток орешника…
2-ой чтец:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Уч-ль:
Правильно ли поступили дети?
(прослушивание аудиозаписи- П.И. Чайковский «Вальс цветов»)
Да, цветы всегда трогательны. Вот, что сказал об этом Р.Гамзатов:
3-ий чтец:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад-
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
4-ый чтец:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
(дети загадывают загадки о цветах)
Уч-ль:
Многие люди привыкли относиться ко всему, не задумываясь о вреде, который они смогут причинить природе. Помню, как нас охватила жажда, и мы накинулись на березовый сок. Кто наберет, кто выпьет больше?
5-ый чтец:
Кору березы рассекли-
Глазком живым чернела ранка,
И слезы чистые текли
В подставленную кем-то банку.
/И. Груднев/
( прослушивание песни «Березовый сок»)
Уч-ль:
И вот, отведав березовый сок, мы возвращаемся в станицу. А что же осталось после нас?
6-ой чтец:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из- под коры
Моя слеза течет.
/П.Бровко /
Уч-ль:Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного свидетеля наших поступков. Замечали ли вы, какой радостью наполняется оно, когда в морозное утро вы сыплете в кормушку теплые хлебные крошки, а воробьи и синички с удовольствием клюют их?
7-ой чтец:
Дощечка и 4 планки.
Кормушка есть, к чему вопрос?
Насыпал зернышки вразброс.
Клюет, стучит лесов беглянка.
А может это SOS морзянки
О том, что гибелен мороз?
/И. Груднев/
Уч-ль:
Даже самая маленькая птаха – это теплый кусочек Родины. Как же не любить ее? Везде радуются люди пению родных птиц. Красота – она всем нужна. Странные вещи происходят на свете…
8 чтец:
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу.
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня, и я его услышал,-
Я тоже был с разлукою знаком,-
И вот он у меня под боком дышит
И руку лижет вязким языком.
Ну что тут скажешь? – рабская натура!
Давно ли от обиды голосил?
Ну, хоть бы раз со злости или просто
Меня в отместку яро укусил!
/В. Ащеулов/
(прослушивание песни «Не дразните собак»)
Уч-ль:
Собаке за верную службу не раз ставили памятники. В Санкт- Петербурге есть такой.
Цена жестокости очень дорога. Она губит наше сердце, убивает в нем любовь.
9 чтец:
Мне вспоминать об этом горько,
Но я не вспомнить не могу:
Гнедая кобылица Зорька
Паслась на пушкинском лугу.
Вокруг нее, такой же масти,
Играл и путался у ног
Смешной, глазастый, голенастый,
С волнистой шерстью сосунок.
Она густой травы наелась,
Стряхнула гриву с головы.
Ей поваляться захотелось
В прохладной свежести травы.
10 чтец:
Весь день она возила сено,
Звеня колечком под дугой,
Согнув точеное колено
Одной ногой, потом другой,
В истоме легкости и лени
Передзакатного тепла
Она склонилась на колени
И на бок медленно легла.
Заржало радостно и сыто,
Собой довольная вполне,
Над брюхом вскинула копыта
И закрутилась на спине.
11 чтец:
Откуда было знать кобыле,
Что на некошеном лугу
Вчера здесь гости были. Пили
И пели в дружеском кругу?
А кто-то с мудрою ухмылкой,
В своей беспечности удал,
Бутылки бил пустой бутылкой
И в воздух горлышки бросал?
12 чтец:
…Дрожит кобыла строгой холкой,
Всей кожей с головы до ног,
И конюх ржавою карболкой
Ей заливает красный бок.
Стекает кровь из страшной раны
В мою горячую строку.
И жалко жеребенку маму
На этом гибельном лугу.
Уч-ль:
Что скажете? Чем закончилась эта история, как вы думаете?Мы сумели подняться на целую ступень выше зверей и птиц. Мы воспитали в себе человеческие чувства: отзывчивость, любовь к ближнему, готовность прийти на выручку ко всем, кто нуждается в помощи.
У каждого живого существа есть свое законное место на Земле. Истребите лягушку – и Земля будет больна. Любое животное ценно также, как и человек. Такова жизнь, и не нам отменять ее законы.
(звучит мелодия «В мире животных»)
Проведение конкурса рисунков.
Подведение итогов.
|