Цель:
формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира; учить видеть в художественном слове помимо обычного, другой более глубокий смысл, раскрывающийся в контексте, воспитывать бережное отношение к нему, ценить его как открытие писателя, вызывающее удивление своей точностью, красотой и ёмкостью
Задачи:
- развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода через сочинительство;
- продолжить приобщение к искусству художественной литературы как к искусству слова;
- формировать умение работать с поэтическими текстами, направленное на понимание природы художественного образа, как целостного итогового впечатления;
- развивать мир восприятия и переживаний через чтение хокку.
Оборудование:
учебник литературного чтения для 3 класса, бумага, цветные карандаши, магнитофон , диск «Шедевры инструментальной музыки», мультимедиапроектор, презентация « Уголки природы», лента времени.
Ход урока:
I. Введение в тему.
1. Беседа по иллюстрации к главе
- Сегодня мы начинаем знакомство с самой загадочной главой учебника «Такой незнакомый знакомый мир». Рассмотрите иллюстрацию. Что, на ваш взгляд, хотел сказать художник, нарисовавший ее. Исследуйте каждый фрагмент иллюстрации. Вдумайтесь и поделитесь со мной впечатлениями.
-Я увидел дерево. Оно необычное, поделено на две части: на одной веточки голые, на другой – с листиками.
- Думаю, что художник этим хотел показать, что осенью деревья теряют листву, а весной она вновь вырастает.
- Или гибнущее и цветущее дерево.
- Слева и справа я вижу дом и терем. Они необычные. Мне кажется, что там живут добрые люди.
- Еще есть курица. Она снесла два простых яйца и одно золотое.
-Кот. Наполовину простой, наполовину волшебный.
- Кентавр стоит рядом с жеребенком.
- Так почему художник изобразил необычные предметы рядом с обычными? И в чём смысл названия главы?
- Мне кажется, человек с воображением может самый обычный предмет увидеть по-другому.
- Когда я просыпаюсь ночью, мне кажется, что стул- это гора.
- А я когда прищуриваю глаза и смотрю на дуб, то вижу великана.
II. Работа над новой темой.
2. Знакомство с хокку
( учитель показывает исписанный лист бумаги с печатью внизу)
- А что вы можете сказать об этом листе?
(дети задумываются, щурят глаза, наклоняются)
- Море и люк. Может море стекает в люк?
-А мне кажется, что это клубок и распущенные нитки.
-Каждый видит свою ни на чью не похожую картинку. Заметили? А что можно представить таким листом?
Послушайте.
Вереницей гусей-
Строка, а ниже печать-
Луна под горой.
Ёса Бусон
(учитель не торопит детей)
- Здорово…
- Поэт гусей представляет себе строчками, а печать- это луна.
- Покажите еще лист.
- Точно. Надо же, как представил.
- А теперь откройте страницу 86 и исследуйте хокку еще раз.
Чтение текста, в котором спрашивается, кто настоящий волшебник: природа или поэт?
Дети сходятся во мнении, что и природа, и поэт – волшебники.
Показ слайдов (№1- 14) под музыку Нина Рота «Ромео и Джульетта»
«Волшебство природы».
- Я хочу познакомить вас с жизнью еще одного японского поэта - Басё.
Он был бродячим монахом, создал свою школу поэтов, которых учил так: поэзия создается из самых простых вещей, но вмещает целый мир. Или так: «учись у сосны быть сосной».
- Как вы понимаете это выражение?
- Нужно вжиться в образ.
- Нужно представить, что ты - сосна .
-Или почувствовать особенность того предмета, который ты описываешь.
-Ваши ответы верны. Молодцы.
Посмотрите на ленту времени. Как вы думаете, в какое время жил Басё?
( дети сходятся во мнении, что это современный поэт, так как считают его хокку современным).
17 век |
18 век |
19 век |
20 век |
21 век |
Басё
-Нет, друзья. Басё жил в 17 веке, то есть 400 лет назад. Хокку- это древний жанр японской поэзии.
Показ слайдов № 15-16.
Учащиеся рассматривают поле в цветах, а затем читают хокку:
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по- своему,
В этом высший подвиг цветка!
Басё
- Что вы можете сказать об этом поэте?
-Это очень наблюдательный человек, который любит природу и восхищается ею.
- Он умеет чувствовать себя цветком.
- Относится к природе с большим уважением.
- Он говорит: «В этом высший подвиг цветка!» Быть непохожими друг- на друга. Он дает понять людям, что не надо подражать другим – надо быть похожим на самих себя.
- Прекрасная мысль. Замечательно.
А теперь давайте познакомимся с творчеством нашей современницы и почти ровестницы, Дарьи Арбузовой. Она живет в 21 веке (учитель пишет фамилию девочки на ленте времени).
На небесах облака
Принимают разные очертания.
Природа – такая фантазёрка!
Что поразило поэтессу – какое наблюдение или впечатление?
- Что облака принимают разные очертания.
- Небо всегда очень красивое.
-Когда я была маленькой, мне всегда хотелось покататься на облаках.
- Они, как цветы у Басё, никогда не повторяются.
- Мы все сравниваем облака с чем-то, а Даша пишет, что это – вымысел природы.
- И, что не мы фантазеры, а природа.
- А вы, ребята, хотите пофантазировать?
Физминутка
Под музыку Френсиса Гойя дети встают, прикрывают глаза и фантазируют, показывая движениями, о чем. Учитель отгадывает фантазии 3-5 учащихся.
- Было очень интересно за вами наблюдать. Теперь присядьте и попробуй те пофантазировать на бумаге. Кто хочет, проиллюстрируйте написанное вами хокку. Не забудьте, что рисунок нужно помещать на обратной стороне листа, чтобы не отвлекаться, а полностью погрузиться в размышления над стихотворением.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Чтение хокку.
III. Итог урока.
1. Выставка работ.
2. Беседа.
- Сегодня вы очень хорошо постарались. Мне очень понравились ваши мысли.
А что же вас больше всего затронуло в ходе урока? Какая струна вашей души особенно звонко сегодня пела?
( Ответы детей).
3. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам прочесть стихотворение нашего замечательного поэта, Сергея Есенина, который очень любил и описывал красоту русской природы. (стр.87). Желающие ребята могут даже выучить его наизусть.
|