4-й класс. 1 полугодие
Работа 1
Черная курица
(отрывок)
Много лет тому назад в Петербурге жил-был содержатель мужского пансиона*. Дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, и теперь вы его уже не найдете. Был этот дом о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Спальные комнаты для детей находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней.
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на это, ему часто скучно бывало в пансионе, иногда даже и грустно. Особенно сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучен с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме.
Вообще дни учения проходили для него скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из своей небольшой библиотеки.
(по А.Погорельскому)
* Пансион - школа, в которой ученики и учатся, и живут.
1. Прочитай текст вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Когда происходят события, о которых идет речь в этом тексте: а) в наше время; б) в далеком прошлом? Обведи нужную букву.
4. Найди и подчеркни волнистой линией строчки, которые подтверждают твой предыдущий ответ.
5. Как к Алеше относятся в пансионе: а) его все притесняют; б) к нему хорошо относятся? Обведи нужную букву.
6. Алеша учится: а) по принуждению; б) с удовольствием? Обведи нужную букву.
7. Найди и подчеркни одной чертой строчки, которые подтверждают твой предыдущий ответ.
8. Вспомни Ваньку Жукова из рассказа А. Чехова "Ванька". Есть ли какое-то сходство в жизни Ваньки и Алеши: а) обоих отдали в учение; б) оба мальчика скучают по своим родным; в) обоим приходится терпеть притеснения и переносить наказания? Обведи нужные буквы.
Работа 2
Я пишу тебе письмо
...А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек -
С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо мое получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила -
Просто перышко вложи,
Что синица обронила.
(Я. Аким)
1. Герой стихотворения отправляет своему другу: а) пустой белый лист бумаги; б) листочек, упавший с дерева? Обведи нужную букву.
2. Подчеркни те строчки стихотворения, которые подтверждают твой предыдущий ответ.
3. Что самое главное для героя стихотворения и для его друга: а) знать, что близкий человек помнит о тебе; б) получить подробное письмо? Обведи нужную букву.
4. Обведи те части стихотворения, которые подтверждают твой предыдущий ответ.
5. Соедини рифмующиеся слова в первой строфе.
6. Соедини рифмующиеся слова в четвертой строфе.
Работа 3
Чернушка
Жил-был барин; у него была жена добрая, а дочь красавица - звали ее Машею.
Только жена-то померла, а он на другой женился - на вдове. У той вдовы своих было две дочери, да такие злые, недобрые! Заставляли они бедную Машу на себя работать, а когда работы не было, приказывали ей сидеть у печки да выгребать золу; оттого была Маша всегда и грязна, и черна, и прозвали они ее Чернушкой.
Вот как-то заговорили люди, что их князь жениться хочет, что будет у него большой праздник и что на том празднике выберет он себе невесту.
Так и случилось. Созвал князь всех в гости. Стали собираться и мачеха с дочерьми, а Машу не хотят брать; сколько та ни просилась - нет да нет!
Вот уехала мачеха с дочерьми на княжий праздник, а падчерице оставила целую меру ячменя, муки и сажи - все вместе перемешано - и приказала до их приезда разобрать все по зернышку, по крупинке.
Маша вышла на крыльцо и горько заплакала;
прилетели два голубка, разобрали ей ячмень, и муку, и сажу, потом сели ей на плечи - и вдруг очутилось на девушке прекрасное новое платье.
- Ступай, - говорят голубки, - на праздник, только не оставайся там долее полуночи.
Только взошла Маша во дворец, так все на нее и загляделись; самому князю она больше всех понравилась, а мачеха и сестры ее совсем не узнали.
1. Прочитай отрывок из сказки.
2. Какими чертами волшебного мира отмечена героиня этой сказки: а) она сирота; б) она маленького роста; в) она чумазая; г) дома ее обижают? Обведи нужные буквы.
3. Подчеркни в тексте одной чертой слова и выражения, которые подтверждают твой предыдущий ответ.
4. Какие еще черты волшебной сказки ты можешь обнаружить в этом отрывке: а) присутствие волшебного помощника; б) обращение к тотемному дереву; в) наличие волшебства, чуда; г) особое имя героини, в котором видна его связь с волшебным миром. Обведи нужную букву.
5. Подчеркни в тексте двумя чертами слова и выражения, которые подтверждают твой предыдущий ответ.
6. Связано ли волшебство в этой сказке со временем? Если да, то подчеркни место в тексте, из которого это видно.
7. Какую авторскую зарубежную сказку напоминает тебе эта русская сказка? Напиши.
Указания для учителя
Уровни выполнения работы
1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80-90 слов в минуту):
4-й уровень - 80-90 слов в минуту, целыми словами;
3-й уровень - 70-80 слов в минуту, целыми словами;
2-й уровень - менее 70 слов в минуту, целыми словами;
1-й уровень - менее 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.
2. Понимание содержания прочитанного, умение ориентироваться в тексте и подтверждать свой ответ его фрагментами; способность к сравнительному анализу:
4-й уровень - верно выполнены работа 1 (задания 3, 4, 5, 6, 7, 8); работа 2 (задания 1, 2, 3, 4);
3-й уровень - неверно выполнена работа 1 (вопрос 6);
2-й уровень - на два из четырех вопросов дан неверный (неточный) ответ;
1-й уровень - задания не выполнены или все выполнены неверно.
3. Владение литературоведческими понятиями (строфа, рифма парная, рифма перекрестная);
4-й уровень - верно выполнена работа 2 (задания 5, 6, 7);
3-й уровень - на один из трех вопросов дан ошибочный ответ;
2-й уровень - на два из трех вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень - задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.
4. Понимание жанровой специфики сказки: умение обнаружить в ней связь с древними представлениями о мире; сходство сюжетов русской и европейской сказки; появление представлений о связи волшебства и времени.
4-й уровень - верно выполнена работа 3 (задания 2, 3, 4, 5, 6, 7);
3-й уровень - не выполнена работа 3 (задания 6, 7);
2-й уровень - на четыре из шести вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень - задания не выполнены или все выполнены неверно