Муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Урок математики в 1-а классе
Автор: учитель начальных классов
высшей категории
Ефремова Анна Геннадьевна
Класс:
1 класс
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 24
Предмет:
Математика
Тема урока: «Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток»
Цель урока:
познакомить с приемом табличного вычитания по частям и приемами, основанными на взаимосвязи суммы и слагаемых, отсчитыванием числа с использованием натурального ряда чисел.
Задачи урока:
- развитие умения давать характеристику двузначным числам;
- закрепление группировки выражений по нескольким признакам, развивать математическую зоркость;
- повторить действия с числами типа «дополни до десятка», «уменьши до десятка»;
- овладение навыком вычитания чисел с переходом через разряд;
-распознавание квадрата среди других фигур;
-решать задачи на основе составления схем.
-развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки.
-воспитывать уважение к мнению других людей.
|
Формировать УУД:
Личностные УУД:
– проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу;
– иметь представление о причинах успеха в учебе;
– выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
– осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (2-3 действия);
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками свою учебную деятельность,
вносить в нее коррективы под руководством учителя;
– выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной
задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные УУД:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
– кодировать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях;
– строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме
(2-3 предложения);
– осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
– проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
– под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
– под руководством учителя выполнять эмпирические обобщения в несложных случаях на
основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
– под руководством учителя проводить аналогию и на ее основе строить и в несложных случаях проверять выводы по аналогии.
– давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
– подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня обобщения;
– самостоятельно выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
– принимать участие в работе парами;
– допускать существование различных точек зрения;
– корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения;
– понимать необходимость использования в общении правил вежливости;
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных
задач.
|
Используемые учебники и учебные пособия:
1.Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: Часть 2. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2.Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочая тетрадь по математике для 1 класса: Часть 4. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
3. Ванцян А.Г., Ефремова А.Г. Сборник заданий для текущего тематического контроля для 1 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
4. Информационный ресурс «Телешкола»
Используемая методическая литература:
1.Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 классов. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Материалы сайта www.zankov.ru
Используемое оборудование:
Интерактивная доска, принтер, система голосования MimioStudio.
Используемые ЦОР:
презентации в формате Power Point, MimioStudio, ресурс «Телешкола».
Краткое описание:
Познакомить с общими приёмами табличного вычитания в пределах 20 (вычитание по частям и приём, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых) на основе исследования учащимися под руководством учителя данных приемов; развивать умение решать простые задачи путем составления схем, закрепить умение распознавать квадрат среди других фигур.
Технологическая карта урока
Основные этапы урока
|
Время
|
Задания для учащихся
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные учебные действия
|
1.Оргмомент.
Мотивация к учебной деятельности
|
2 мин
|
-Поприветствуйте гостей.
Проверьте готовность к уроку.
- Свой урок я хотела бы начать со стихотворения:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его ...
- А что вы знаете о квадрате? Чем он отличается от прямоугольника?
-Назовите номера квадратов, используя рисунок в учебнике.
- Предметов какой формы в нашем классе больше – квадратной или прямоугольной? Назовите их.
-Вот и поработаем сейчас с одним из прямоугольников.
|
Организует актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Методы обучения:
-частично-поисковый.
Формы обучения:
-фронтальная, коллективная.
Приемы обучения:
учебник
Использование пед.технологий:
-технология адаптивной образовательной среды.
|
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку.
- Квадрат.
-У квадрата 4 стороны, 4 угла.
-Все стороны квадрата равны.
Далее учащиеся перечисляют квадратов, изображенных в учебнике и предметы прямоугольной форы, окружающие их в классе.
|
Личностные:
– проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Регулятивные:
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Познавательные:
– осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
– проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
Коммуникативные:
– понимать необходимость использования в общении правил вежливости;
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
|
2.Актуализация знаний.
Минутка чистописания
|
4 мин
|
- Рассмотрите числа в двух рядах. Что скажете?
- Первый ряд чисел дополните до 10.
-Какого числа не хватает?
- 1 и будет первой цифрой числа в чистописании.
- Следующий ряд чисел уменьшите до десятка.
-Кто сможет найти 2-го и 3-го чисел?
-Это и будет второй цифрой в минутке чистописания.
-Итак, какое число будете писать?
-Что можете сказать о данном числе?
|
Методы обучения:
-частично-поисковый.
Формы обучения:
-фронтальная, коллективная.
Приемы обучения:
ИКТ, рабочая тетрадь
Использование пед.технологий:
ИКТ( демонстрационная программа), технология адаптивной образовательной среды, технология проблемного обучения.
|
Ответы на вопросы учителя.
- В первом ряду однозначные числа- во втором- двузначные.
-Не хватает числа 1.
Учащиеся называют разности чисел.
-Это 4.
-Будем писать число 14.
Учащиеся выполняют анализ числа 14. Записывают его с комментированием.
|
Личностные:
- проявлять интерес к учебному предмету.
Регулятивные:
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные:
осуществлять анализ объекта.
Коммуникативные:
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных
задач.
Логические:
Анализ объектов с целью выделения общих признаков.
|
3. Целеполагание.
Постановка проблемы
Поиск решения.
Организация наблюдения за выражениямии.
Формулировка темы и цели урока учащимися
Обобщение
|
4 мин.
|
- Разделите выражения на 2 группы.
|
Методы обучения:
-частично-поисковый.
Формы обучения:
-фронтальная, коллективная.
Приемы обучения:
ИКТ, наглядность
Использование пед.технологий:
ИКТ( демонстрационная программа), технология проблемного обучения.
|
1 вариант – суммы и разности.
2 вариант – выражения,
с двузначным и однозначным числами; выражения с однозначными числами;
3 вариант- примеры, вычисляемые без перехода через разряд, примеры, вычисляемые с переходом через разряд.
|
Личностные:
– иметь представление о причинах успеха в учебе. Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Познавательные:
строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
– подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня обобщения Коммуникативные:
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных
задач.
|
- Произведите заданные действия.
-Какое выражение вызвало затруднение и почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Какую главную цель будем стараться достичь?
- Молодцы, ребята!
|
Учащиеся выполняют устные вычисления, называют ответы.
Выражение 14-5 вызвало
Затруднение, т.к. данные вычисления на уроках не производились.
Учащиеся формулируют тему и цель урока, сверяются с формулировкой на слайде.
|
4. Динамическая пауза
|
1 мин
|
- Мы вместе сформулировали тему и цель урока. Как известно, «один в поле не воин»
Игра «Вместе мы одна семья»
-Вместе мы – одна семья:
Вы и мы, и ты, и я.
Подружись с соседом справа,
Подружись с соседом слева…
Вместе мы –одна семья!
|
Приемы обучения:
Словесный и игровой прием как способ организации переключения внимания учащихся. и
Использование пед.технологий:
Здоровьесберегающая педтехнология
|
Учащиеся повторяют слова игры и выполняют заданные действия.
|
Личностные:
Проявлять положительное отношение к учебному процессу, своим одноклассникам.
|
5. Первичное восприятие нового теоретического учебного материала.
Исследовательская
работа.
Усвоение алгоритмов.
|
8 мин.
|
1. Работа по учебнику (устно).
- Рассмотрите, какие приемы используют ребята для вычисления выражений.
- Каким способом выполняет вычисления каждый из ребят?
- Какой способ вычисления понравился вам? Вы можете точно сказать?
- Давайте исследуем каждый из способов.
Работа со слайдами.
- Используем прием, которым вычитает Таня. Уменьшим число до 10, а потом вычтем оставшееся число (14-4-1=9).
-Теперь используем прием Юры.
( 14-5= (10+4) – 5 = 10 – 5 + 4= 9)
-Как видите, прием неплох, но записывать его довольно долго.
- Этот прием, как видите, самый быстрый, но всегда ли им можно воспользоваться?
- Итак, какой вариант наиболее надежен?
- Давайте проверим наш вывод, используя Интернет
(ресурс «Телешкола»).
|
Методы обучения:
-словесный;
-наглядно-практический
-частично-поисковый.
Формы обучения:
-фронтальная, коллективная.
Приемы обучения:
ИКТ, наглядность, учебник, ресурсы Интернет
Использование пед.технологий:
-здоровьеформирующая ( максимальное выявление и использование опыта учащихся);
-ИКТ( обучающая компьютерная программа);
- технология развития критического мышления;
-компетентностно-ориентированное обучение.
|
- Из 13 вычесть 5.13- это 10 и 3. Юра сначала из 10 вычитает 5. Получает 5, а потом прибавляет 3. Получает 8.
-Таня из 13 сначала вычитает 3, а потом из 10 вычитает 5. Получает 8.
Проведение учащимися исследований.
В исследованиях 1-2 учащиеся выполняют вычисления у доски, используя наглядность.
- Этот прием нельзя применить, если рядом не будет линейки.
-Наиболее надежен 1-ый вариант.
Учащиеся смотрят обучающий видеоролик и читают правила хором.
|
Личностные:
– осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные:
– под руководством учителя выполнять эмпирические обобщения в несложных случаях на
основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков
– подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня обобщения Коммуникативные:
– допускать существование различных точек зрения;
– корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения.
|
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решении задач.
|
5 мин
|
- Давайте попробуем разобраться в решении выражений с переходом через разряд.
|
Методы обучения:
-словесный;
-наглядно-практический.
Формы обучения:
-фронтальная, коллективная.
Приемы обучения:
ИКТ, счетный материал.
Использование пед.технологий:
- игровые образовательные технологии;
-ИКТ( обучающая компьютерная программа);
- технология деятельностного метода.
|
Учащиеся читают задачи в стихах, составляют выражение. 1 ученик вычисляет выражение с помощью счетного материала и выполняет запись вычислений.
Учащиеся выполняют записи в тетрадях.
|
Личностные:
– осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
– проговаривать вслух последовательностьт производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные:
– кодировать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях;
– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативные:
– строить понятные для партнера высказывания;
– корректно свою точку зрения
|
7. Использование формируемых умений и навыков.
Работа в паре.
|
6 мин
|
Работа по учебнику
- Запишите примеры 1 столбика и вычислите их.
- Посоветуйтесь и решите, какие выражения 1 столбика помогут вам вычислить выражения 2 столбика.
|
Методы обучения:
-практический;
-частично-поисковый.
Формы обучения:
-работа в парах.
Приемы обучения:
Работа по учебнику.
Использование пед.технологий:
-технология учебного диалога.
|
Учащиеся, работая в паре, выполняют заданные действия.
Осуществление сравнения выражений и способов нахождения их значений.
|
Личностные:
–иметь представление о причинах успеха в учебе.
Регулятивные:
–– оценивать совместно с одноклассниками свою учебную деятельность,
вносить в нее коррективы.
Познавательные:
– кодировать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях;
Коммуникативные:
– строить понятные для партнера высказывания;
|
8. Динамическая пауза.
|
2 мин
|
- Хорошо поработали, ребята. Теперь пора и отдохнуть.
|
Использование пед.технологий:
-игровая образовательная технология.
|
Повторяют танцевальные движения вслед за героями мультфильмов
|
Личностные:
Проявлять положительное отношение к учебному процессу, своим одноклассникам
|
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУН и УУД.
Решение задачи
Самостоятельная работа:
выполнение теста
|
5 мин
|
Работа по учебнику.
- Прочитайте задачу.
- О чем в ней говорится?
- Рассмотрите схему задачи и продолжите ее, предварительно выбрав шарики того цвета, которые вам понравились.
А теперь решите задачу. ( 1 уч-ся у доски)
-Решите примеры, используя карточку.
-Помашите мне ладошками, кто справился с заданием.
-Теперь возьмите пульты и проголосуйте.
- Что нужно было запомнить, чтобы правильно выполнить вычисления?
|
Методы обучения:
-практический;
-частично-поисковый.
Формы обучения:
-коллективная;
-индивидуальная.
Приемы обучения:
- работа по учебнику;
-самостоятельная работа.
Использование пед.технологий:
- технология уровневой дифференциации;
-технология учебного диалога;
-ИКТ(контролирующая компьютерная программа).
|
«Клоун вынес на арену 15 воздушных
шаров двух цветов.
Продолжите задачу по схеме. Решите её»
Учащиеся продолжают работу над составлением и решением задач на нахождение неизвестного слагаемого по схеме.
Учащиеся выполняют задания. Учащимся недоусвовшим тему частично помогает учитель.
Учащиеся выполняют тест, используя систему голосования.
Повторение правила вычитания чисел по частям.
|
Личностные:
– осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
–– оценивать совместно с одноклассниками свою учебную деятельность,
вносить в нее коррективы.
Познавательные:
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
– кодировать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях;
Коммуникативные:
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
|
10. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Оценка собственной деятельности на уроке.
|
2 мин.
|
- У кого сейчас хорошее настроение? Почему?
- Я рада за вас и за вашу работу.
- Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему?
-Оцените свою работу на уроке.
«Выпустите бабочек на лужок».
Чем выше ваша бабочка, тем комфортнее было на уроке. Вы поработали на славу.
-Кто не совсем разобрался в теме, посадите бабочку на тележку.
-Кто на уроке совсем ничего не понял и ему было скучно, ваша бабочка устала и отдохнет на травке.
- Спасибо за урок, ребята! А , как вы думаете, заработала ли на уроке бабочку ваша учительница? А гости?
|
Использование пед.технологий:
-игровая образовательная технология.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя,
Проводят анализ своей работы на роке, дают оценку работе учителя, а так же дарят бабочек гостям.
|
Регулятивные:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные:
понимать необходимость использования в общении правил вежливости
|
|